logotype
  • image1 Потому узнают, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою...
  • image2 Потому узнают, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою...
  • image3 Потому узнают, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою...
 << Создание храма Оглавление Закрытие храма   >>

 

Возобновление храма после пожара

 

Популярность училища росла, увеличивалось и число обучающихся в нем, следовательно, и число служащих. Прежнее здание стало уже слишком тесным, поэтому в 1843 г. Николай I утвердил проект расширения училища. По данным, приводимым в "Историко-статистических сведениях" и в очерке об училище Н.Лаговского, предложения о новой церкви рассматривались только начиная с 1844 г., но это не совсем верно. Среди бумаг училища, хранящихся в Российском государственном историческом архиве, находится записка, подписанная самим П.С. Плавовым, от 10 декабря 1842 г., в которой говорится об устройстве над возобновляемой церковью каменного свода. Как пишет сам Плавов, функции этого свода - "во-первых, прочность строения, во вторых, безопасность от огня, в третьих, самым подъемом свода, противу прямого потолока, выигрывается значительное пространство воздуха, что в церкви с устройством хор необходимо...". Таким образом, проекты о создании новой церкви на месте старой имели место уже никак не позже конца 1842 года.

 

Однако строительство храма началось только в 1844 г. 29 июня была заложена алтарная часть храма - во имя св. апостолов Петра и Павла, а 14 ( 27) мая 1847 г. новую церковь освятил преосвященный Нафанаил, епископ Ревельский, викарий Петербургской епархии.

 

Одновременно со строительством храма Плавовым была произведена внутренняя перепланировка здания. Был существенно изменен и фасад здания: в центре, над церковью, находившейся на третьем этаже, как и говорилось в вышеприведенном проекте, был надстроен четвертый этаж, а фасад украшен десятью мощными полуколоннами и завершен высоким аттиком с прорезанным в нем полуциркульным окном. Некоторое чисто внешнее сходство композиции центральной части фасада со зданием Биржи даже дало впоследствии основание для предположения, будто бы это здание было построено в 1810-х гг. Т.Тоном, что, впрочем, совершенно не основательно. В таком виде дом сохранился до наших дней, являясь ценным памятником архитектуры русского позднего классицизма.


В начале 1860-х гг. на гребне крыши над церковью был установлен бронзовый крест, вышиной, с шаром и чашкой, 3 1/4 аршина ( 2 метра), пожертвованный церковным старостой, купцом А.Д.Елагиным.

 

Внутри храм представлял вид корабля, усеченного на одном конце прямой стеной. Пять окон находились на западной стороне, шестое, полукруглое - над ними в своде, с южной стороны - сплошные стены; два окна на восточной стороне, подле клиросов, и два - в алтаре. Кругом храм с трех сторон охватывали хоры, обнесенные железной решеткой; такой же решеткой были обведены и клиросы. Восемь свободно стоящих круглых кирпичных колонн, отделанных под желтый мрамор, с гипсовыми капителями ионического ордера и обитыми медью базами, поддерживали свод, а десять кронштейнов, прикрытых большими алебастровыми фигурами, служили опорами для хор. Двенадцать пилястр по стенам и кругом церкви под сводом выведенный карниз под желтый мрамор вместе с колоннами украшали храм.


В течение многих лет храм украшался на средства жертвователей, в основном церковных старост. Здесь мы приводим описание его таким, каким он был в начале XX века, до разорения его в послереволюционные годы.

 

Интерьер храма святых апостолов Петра и Павла при РГПУ им. Герцена до 1923 года

Интерьер храма святых апостолов Петра и Павла до 1923 года

 

Алтарь отделял от храма деревянный резной иконостас, вызолоченный, двухъярусный, с четырьмя колоннами, вдававшийся уступом в алтарь. Все иконы в иконостасе, а также стоявшие отдельно в киотах образы апостола Павла и св. блгв. князя Александра Невского, были взяты из прежней церкви и писаны на полотне художником Васильевым. Во втором ярусе иконостаса находились вновь написанные сыном прежнего художника, также Васильевым. Все эти иконы были покрыты металлическими высеребренными ризами с золочеными венчиками. На вершине иконостаса находился крест с Распятием, выполненный по рисунку архитектора Макарова и поставленный в 1859 г. В 1903 г. на него была пожертвована металлическая высеребренная с вызолоченным венцом риза. В 1859 же г. по сторонам "Тайной Вечери" были поставлены резные из дерева и вызолоченные символы ветхозаветной церкви: скрижали, жезл Аарона, и, новозаветные, - чаша, Евангелие и крест, и другие украшения.

 

Санкт-Петербургское училище глухонемых. Вид со стороны Гороховой. Фото 1900-х гг.

Санкт-Петербургское училище глухонемых. Вид со стороны Гороховой. Фото 1900-х гг.


Престол и жертвенник были дубовыми. Под престолом - дубовый крест, в который при архиерейском освящении этого храма вложена частица св. мощей. Антиминс был священнодействован епископом Нафанаилом, а подписан митрополитом Антонием. В 1904 г. престол был покрыт металлической под стеклом одеждой с чеканно-художественным изображением Воскресения Христова, Крещения Господня, Нагорной проповеди и Святых: апостолов Петра, Павла и Иоанна и великомученицы Екатерины. За престолом стоял крест с изображением Распятия, покрытый ризой с золоченым венчиком. Запрестольная икона, "Взятие Божией Матери на небо", была написана на полотне неизвестным художником. Икона над жертвенником - "Явление Иисуса Христа Марии Магдалине" - по преданию, являлась вкладом Императрицы Марии.

 

Солея возвышалась на одну ступень. На ней у клиросов стояли отделанные малиновым штофом, с золотой бахромой и кистями хоругви, пожертвованные плотником Федотовым в 1847 г. Кроме того, у клиросов, в особых, украшенных позолоченной резьбой, киотах стояли иконы: у правого клироса - Казанской Божией Матери, у левого - св. Николая Чудотворца; обе иконы - в ценных серебряных ризах, украшенных драгоценными камнями. Рядом с ними у обоих клиросов стояли деревянные, с позолоченной резьбой, аналои: справа с Казанской иконой Божией Матери справа, слева - с образом Двунадесяти праздников, писанным на полотне учителем рисования Александром Беллером.

 

За правым клиросом у окна при входе в ризницу находилась Голгофа, поставленная в 1899 г. Перед ней стояла металлическая гробница с Плащаницей, с художественными изображениями, в футляре.
Все иконы были покрыты серебряными ризами.
В центре храма висело бронзовое вызолоченное паникадило о 48-ми свечах. Освещение по всей церкви - в паникадилах, люстрах и бра - было, по крайней мере, в начале XX в., электрическим.

 


План здания Храма при РГПУ им. Герцена

План здания

 

Как видно по приводимому здесь плану, к церкви относились некоторые прилегающие к ней помещения. Вправо от алтаря находилась особая палата - ризница и книгохранилище, влево - притвор. В притворе по стенам в деревянных, украшенных резьбой и позолотой, киотах висели образа. Здесь же стояла металлическая с художественными изображениями панихидница и свечная лавка; узкая лестница вела на хоры. По середине притвора с потолка спускалась бронзовая, вызолоченная через огонь, люстра в 12 свечей, пожертвованная купцом А.Д.Елагиным.


Основанное вдовствующей Императрицей Марии, училище глухонемых на протяжении всего своего существования находилось под особым покровительством царствующей Фамилии. Это обстоятельство не могло не отразиться и на церкви, где тщательно сохранялись все дары и предметы, связанные с памятью ее Августейших покровителей.

 

Здание училища глухонемых на Гороховой. 1890-е гг.
Здание училища глухонемых. 1890-е гг.

 

Н.Лаговский в своем очерке об училище упоминает четыре такие достопримечательности храма.
Первая из них, наиболее чтимая воспитанниками и служащими училища, - это икона святых: Равноапостольной Елены, Архистратига Михаила, святителя Филиппа и преподобного Ефрема Сирина. Она нарисована по выпуклому картону, с вышитыми золотом, по серебряному глазету, ризами. Эту икону 11 февраля 1829 г. пожертвовала в церковь Мария Федоровна. По преданию, вышивка сделана самой Императрицей. Для этой иконы ко дню 50-летия училища был сооружен киот, из темного дуба, с резьбой, в виде креста. В этот киот был также вложен ковчежец с выпиской из завещания Императрицы.


Другой достопримечательностью было облачение для священника и диакона малинового бархата, обшитое золотым позументом; на оплечьях ризы была сделана из золотого же позумента буква "М" с короной. Облачение это было прислано в церковь 8 октября 1829 г., после кончины Императрицы Марии, по воле Николая I.
В 1880 г. Александр II пожаловал училищу серебряное Распятие в память о своей бабушке, Императрице Марии Федоровне, которое также чтилось в училище. Оно лежало на бархатной подушке на резном аналое темного дуба, заключенное под зеркальным стеклом.

 

Группа членов Попечительского Совета о глухонемых у здания училища. (В центре сидит протоиерей М. Н. Дымский) 1906 г.
Группа членов Попечительского Совета о глухонемых у здания училища. (В центре сидит протоиерей М. Н. Дымский) 1906 г.

 
Наконец, еще одной святыней была икона - изображение святых: Александра Невского, Марии Магдалины, Николая Чудотворца, Георгия Победоносца, Михаила Архангела, Ксении и Царицы Ольги - в резном, темного дуба киоте. Эта икона была пожертвована служащими училища в память о чудесном избавлении Александра III и Царской Семьи от железнодорожной катастрофы 17 октября 1888 г. Наверху киота, над образом, металлическими буквами было написано: "Ангелом Своим заповесть о Тебе, сохранити Тя во всех путех Твоих".

 

 

Материал подготовлен по книге Д.А. Заварицкого "Храм Святых Апостолов Петра и Павла при Российском Государственном Педагогическом Университете им. А.И. Герцена: Сборник материалов."-СПб.: Православный центр глухих "Слово", 2006.

 

 << Создание храма Оглавление Закрытие храма   >>