logotype
  • image1 Потому узнают, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою...
  • image2 Потому узнают, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою...
  • image3 Потому узнают, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою...

Канон Андрея Критского

С 3 по 6 марта 2025 года в нашем храме святых апостолов Петра и Павла при РГПУ им. А. И. Герцена было совершено Великое повечерие и чтение Великого канона преподобного Андрея Критского с сурдопереводом.

В период с понедельника по четверг, четыре дня первой седмицы Великого поста, вечером во всех храмах обычно читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского – вдохновенное произведение, излившееся из глубины сокрушенного сердца. Православные люди всегда стараются не пропустить эти поразительные по силе воздействия на душу службы первой седмицы Великого поста.

Великий покаянный канон написал критский архиепископ VIII века Андрей. Появление канона связывают с раскаянием святителя в ереси монофелитства (учение о единоволии Христа). Канон был дополнен современником архиепископа Андрея преподобным Иоанном Дамаскиным. Покаянный канон святитель Андрей написал для себя и не предназначал для общецерковного употребления. Сокрушаясь о грехах, архиепископ в поэтическом повествовании рассматривает Священную историю как переживания собственной души.

«Я самый страшный грешник, виновный более всех людей», — главная тема Великого покаянного канона. Это утверждение концентрирует на своих грехах и исключает осуждение по отношению к другим людям. Канон призывает к покаянию. Наиболее известное песнопение канона — кондак, сочиненный Романом Сладкопевцем: «Душе моя, душе моя, восстани, что спиши?…»

Покаянный канон стал частью богослужения после землетрясения. Рукопись хранилась в монастыре святого Потапия в Константинополе. В 790 году столица империи пережила землетрясение. Монахи спасались на городской площади, подальше от падающих зданий. Они взяли рукопись канона и читали ее, молясь об усмирении стихии. После этого канон стали читать во дни бедствий, а затем Великим постом с молитвой преподобного Ефрема Сирина. Общецерковное употребление канон получил в IX веке.