logotype
  • image1 Потому узнают, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою...
  • image2 Потому узнают, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою...
  • image3 Потому узнают, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою...

История волонтёра

Служение "Друзья на улице".  Уже 10 лет люди, помогающие бездомным, собираются каждое воскресенье в нашем храме святых апостолов Петра и Павла при РГПУ им. А. И. Герцена. Сегодня беседуем с Яной – нашим прекрасным фотографом!

Сколько лет ходишь на раздачи?
– Впервые я пришла к «Друзьям» в 2019 году. Но всё началось совершенно не с бездомных. Я перевожу Литургию на жестовый язык для глухих в православном храме, а моя подруга Аня уже тогда была волонтёром. Однажды мы пошутили, что как-нибудь поменяемся местами: Аня пойдет переводить, а я — к бездомным. Мне показалось это интересным — попробовать.

Почему ты этим занимаешься?
– На этот вопрос в разное время может быть разный ответ, и, мне кажется, это нормально. Началось всё, скорее, из любопытства, из желания увидеть, как там, выйти за пределы своего уютного «пузыря»: социального, экономического, профессионального и т. д.
Почему я осталась? Общение с бездомными людьми оказалось очень важным для меня. Волонтёрство часто воспринимается как такое жертвование: своими силами, временем, ресурсами. Когда человек думает не только о себе, но и заботится о других людях. Это, безусловно, правда, но только отчасти. Я считаю, что в большей степени это нужно именно самому волонтёру. Для меня важно общение с людьми на улицах.
Ещё мне нравится фотографировать улицы и людей. Часто у героев живые глаза, интересная жестикуляция или острый взгляд, мне кажется, это красиво, и я стараюсь запечатлеть момент.

Что ты сама получаешь от общения с бездомными людьми?
– Мне очень близка одна мысль Юрия Михайловича Лотмана, которой я объясню то, почему мне нравится то, что я делаю. Он говорил о том, что жизнь всё время разводит людей, мы разделены по возрасту, традициям, опыту, интересам... И часто кажется, что нам и не надо пробиваться друг к другу, ведь это действительно трудно. Хочется общаться только с похожими на нас, с людьми со схожими взглядами, поведением и т. д. Но, если задуматься, зачем мне человек, который ничем от меня не отличается? Это как стоять перед зеркалом или оставаться в одиночестве.
На самом же деле, друг другу нужны разные люди. Мне нужен другой, просто потому что он другой. Это полезно для моей личности, моего опыта в том, что я сталкиваюсь с новым для себя миром.
Сегодня очень важно видеть в другом — человека.

Как изменилось твое отношение к бездомным?
– Изменилось отношение не к бездомным, а в целом к этой проблеме. Это иллюзия, что есть «мы», а есть «они». За 5 лет в «Друзьях» я осознала, что жизнь штука шаткая. Бездомным может оказаться любой. Часто люди говорят: «Это никогда со мной не случится, ведь я [хороший/приличный/непьющий/осознанный…] человек», но, как показывает практика, никто не застрахован. Чёткой границы не существует, по недавней статистике «Ночлежки» каждый пятый житель России имеет опыт бездомности. То есть людям приходилось долгое время жить не дома, у друзей, в хостелах, в ДНП, каких-либо других учреждениях, потому что негде было остаться. Это очень большое число людей.

Были какие-то страхи или сомнения перед тем, как прийти в проект волонтером?
– В целом, страхов не было, единственное, так как не было опыта, я не совсем понимала, о чем я буду говорить с бездомными. Но всё оказалось намного лучше, чем я думала. Часто человек, которого никто вокруг не замечает, может раскрыться удивительным образом, завести интересный разговор. Охват тем просто колоссальный, мне запомнились беседы о литературе, поэзии, философии, классической музыке, путешествиях, а однажды мы повстречали очень талантливого поэта, я иногда перечитываю его стихи.

Какая, по-твоему, главная задача «Друзей на улице»?
– Мы разговариваем с людьми, узнаём об их ситуации, если человек голоден, кормим, помогаем, рассказываем, где им могут помочь, направляем в учреждения/благотворительные организации, достаём обувь, если человек босой, или теплую куртку, если замерзает в морозы.
Помимо этого, главное для меня — общение, и не только волонтёра с бездомным, но и волонтёра с волонтёром. У нашего маршрута «Площадь Восстания» есть маленькая традиция — в самом конце мы пьём чай на улице вместе с бездомными и разговариваем, и мне кажется, в этом стакане чая и есть весь смысл нашего движения.

Какая фраза или вопрос ассоциируется с «Друзьями на улице»?
– «Хотите чаю?»