logotype
  • image1 Потому узнают, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою...
  • image2 Потому узнают, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою...
  • image3 Потому узнают, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою...

Просмотр и обсуждение фильма "Мусульманин"

23 марта 2017 г. в киноклубе при храме святых апостолов Петра и Павла при РГПУ им. А. и. Герцена состоялась беседа с профессором СПбДА, доктором богословия протоиереем Георгием Митрофановым на тему "Уверовавший сын изверившейся Отчизны" по фильму Владимира Хотиненко "Мусульманин". (В 1995 году на кинофестивале «Кинотавр» картина удостоилась двух призов, а 1996 году была награждена тремя кинонаградами «Ника».)

Рядовой Николай Иванов находился 7 лет в плену у моджахедов. Но когда его вели расстреливать, афганский крестьянин выкупил солдата, а в благодарность за это юноша постарался заменить ему его убитого сына. Парень принял ислам и в свое родное село вернулся, будучи мусульманином. По возвращению Николай видит опустившихся и спивающихся людей. И теперь он чужой в своей деревне, где воруют и пьют. И теперь его праведный быт, добродушная отзывчивость, неприметная одежда и чуждые обряды становятся бельмом в глазах давно потерявших Бога односельчан.

Но главным героем фильма является даже не мусульманин Коля Иванов, фильм о его матери, о брате, о местном священнике... Фильм начинается с того, что священник идёт по селу - один. Идёт радостный, природа вокруг него приветливая, солнце светит, но рядом с ним людей нет. Он одинок! Нет паствы... В селе оказывается только два верующих человека: священник и мусульманин. Постепенно мусульманин начинает идти к священнику.

Вообще, роль священника - самое удачное изображение священнослужителя в современном российском кино. Его поведение в киноленте можно изучать в семинариях как пример для будущих пастырей.

Земляки-крестьяне же ненавидят Колю не потому, что он мусульманин. Его ненавидят за то, что он - другой. За то, что он в Бога верит, а они не верят. Трагедия в фильме в том, что Коля всю жизнь прожил в родной деревне и ни от кого не слышал о Боге. И только в Афганистане, в плену он услышал о Боге, и душа его потянулась к вере. Трагедия в том, что Коля не услышал в родном селении проповеди о Христе! Если бы это произошло, он пошёл бы за Христом!